Подводные раскопки на дне озера Ван в Турции позволили археологам совершить уникальную находку: найти следы древнего селения, в котором мирно сосуществовали представители двух соседних народов. Об этом свидетельствуют затонувшие останки жилищ и кладбище, на котором можно найти символику обеих культур.
О чём идёт речь? Детальнее
Изучение дна озера Ван принесло еще одну важную находку: следы крепости с размерами одной из сторон минимум км и стенами до 4 м в высоту. Исследование показало, что возраст составляет около 3 тысяч лет, то есть времени существования Урарту, владевшего этими территориями. Предположительно, это часть оборонительных укреплений, предшествовавших столице Тушпе, которую в дальнейшем затопило. Поскольку у озера нет естественного стока, на уровень воды непосредственно влияет количество осадков. Благодаря последнему снижению уровня воды на 3 м археологи получили доступ к этой ранее погруженной части древнего поселения.
Историческая справка
Царство Урарту, первое на землях вокруг озера Ван, представляло собой могущественное государство, существовавшее в XI-VI вв. до н.э. и охватывающее территории современной Армении, северо-западного Ирана и восточной Турции. Урарту управлялось централизованной бюрократической системой из столицы Тушпы и областных центров, развивала земледелие, виноделие, металлургию, вела завоевательные войны с соседними державами. Урарты построили разветвлённую систему оросительных каналов и водохранилищ, о чём свидетельствуют сооружения, найденные под водой озера Ван. Благодаря этому была заложена основа экономического процветания царства на протяжении нескольких столетий.
Известны имена нескольких влиятельных царей Урарту, таких как Менуа, Руса II и Сардури II, расширявших территорию за счет соседних государств. Урартское общество было стратифицировано, существовала бюрократическая система управления. Расцвет царства пришелся на VIII-VII вв. до н.э., однако затем оно пришло в упадок под ударами кочевников.
Жители Урарту исповедовали политеистическую религию с пантеоном богов во главе с Халди, при этом верхний слой общества – правящая военная знать – придерживалась культа царя. Письменность урартов представляла собой клинопись аккадского образца. Основной этнический состав населения составляли урарты, говорившие на урартском языке изолированной семьи. Также проживали ассирийцы и другие соседние народы. Социальная структура включала правящую военную элиту во главе с царем, жречество, земледельцев и ремесленников, а в последний период также появились военно-поместные держатели.
Царство Урарту пришло в упадок и прекратило свое существование в VI веке до н.э. под ударами кочевых племен киммерийцев и скифов, которые, мигрируя на юг из Средней Азии, разгромили армию и разорили города. Ослабленное длительными затяжными войнами с Ассирией, государство Урарту не смогло противостоять натиску вторгшихся кочевников. Не спасли его и разветвленная система укреплений на границах. Внутренняя урартская знать, лишившись централизованной власти и опоры, также пришла в упадок. Разоренные земли покинули урарты, растворившись среди местного населения, а их царство как государственное образование перестало существовать.
Что нашли учёные?
Археологи сообщили об обнаружении под водой озера Ван на глубине 23 метра необычных руин поселения, в котором сочетаются признаки как городского, так и сельского типа застройки. Рядом было обнаружено кладбище, причём наибольший интерес вызывали надгробия. Христианские кресты и знаки народа кайи соседствовали. Это добавляет загадок, учитывая историю региона. Известно, что с древнейших времён земли вокруг озера были заселены сначала палеолитическими племенами, затем неолитическими. Первым государством там стало существовавшее в XI-VI вв. до н.э. царство Урарту, однако найденные артефакты указывают также на присутствие христиан и народа кайи, что усложняет картину заселения региона. Тем интереснее разобраться в происходящем.
Как уже и было сказано, Урартское царство, первое государство на землях вокруг озера Ван, вело затяжные войны с Ассирией, одерживая над ней порой победы, но в конце концов пало под ударами кочевых племён скифов и киммерийцев с севера. Со временем их сменили ряд древнеармянских княжеств, из которых через несколько веков выросла могущественная Великая Армения, включавшая эти территории и достигшая наивысшего политического и экономического расцвета в период правления царя Тиграна II, таким образом став прямой наследницей традиций урартского государства и основавшей на его базе свою государственность.
В течение многих веков, начиная с периода существования древнеармянских княжеств, берега озера Ван преимущественно населяли армянские общины, считавшие этот регион местом своего этнокультурного происхождения. Они возводили оригинальные конструкции для фортификации и большое число храмов после христианства, однако большая часть последних была разрушена в результате геноцида 1915. Так на протяжении длительного исторического периода побережье Вана оставалось одним из основных центров армянской цивилизации и идентичности.
Народ кайи, представленный своими символами на уникальном подводном кладбище вокруг озера Ван, является одним из 24 древнейших тюркских племен огузов. В соответствии с легендой, его основателем был сын Огуз-хана, которого считали общим предком. Как и другие, не обладавшие письменностью тюркские племена, народ кайи исследователи изучают по характерным тамгам – родовым знакам. И прежде всего – по главной тамге вождя племени, которой обозначались предметы принадлежности всего рода. Таким способом удаётся реконструировать их этническую историю.
Тюркологи, исследуя тамги племени кайи, установили, что оно первоначально кочевало преимущественно в Центральной Азии. Однако в XIII веке под давлением других степных этносов было вынуждено поменять места обитания и в частности переселилось в Малую Азию. Там кайи оказали военную поддержку Конийскому султанату в его борьбе с Византией и получили в награду земли в Северо-Западной Анатолии. Вскоре под руководством вождя Османа I они начали расширять свои владения, воспользовавшись ослаблением султаната после длительной войны с Византией. В 1299 году было создано Османское государство, к 1453 году объединившее под своей властью всю Малую Азию, причем кайи сменили этноним на османов, сохранив при этом традиционные родовые знаки.
Уникальная находка на затонувшем подводном кладбище – соседство христианских символов и знаков племени кайи – заставляет предположить, что реальная картина взаимодействия различных этнических групп в провинциях Османской империи была гораздо сложнее и нуждается в дополнительном изучении. Однако, поскольку раскопки в районе озера Ван ведут преимущественно турецкие археологи, они вынуждены следовать политике свертывания доказательств присутствия армян в регионе. Одним словом, результаты будущих исследований уникального подводного кладбища с вероятностью не получат достоверного освещения из-за использования исторических фактов в целях государственной пропаганды.
Печально наблюдать, что политика некоторых государств, направленная на фальсификацию исторических фактов в угоду собственной политике, препятствует свободному развитию науки. Исследования уникальных археологических объектов, таких как подводное кладбище у озера Ван, не могут получить достоверную оценку из-за вмешательства в работу учёных. История и археология, призванные изучать реальное прошлое, теряют возможность раскрыть истинную картину этнических и культурных процессов в регионе. Фальсификация истории сулит большие потери для науки, поскольку уникальные находки и свидетельства могут быть навсегда утеряны, не получив достойной оценки.
В таких случаях представляется особенно важным сохранять, фиксировать и широко распространять всю ту информацию и научные результаты, которые всё-таки удаётся получить при исследовании подобных уникальных историко-археологических объектов. Любые детали, свидетельства и находки, раскрывающие исторические факты о жизни различных этносов и их взаимодействии, должны быть тщательно задокументированы, чтобы в более благоприятный период их можно было использовать для повторного анализа и реконструкции подлинной картины прошлого. Это позволит сохранить утерянные в настоящее время знания для будущих поколений учёных и общества, способных дать беспристрастную оценку.