В конце позапрошлого века под командованием сэра Франклина из Англии отправилась в Арктику экспедиция, целью которой было завершение исследования Северо-Западного прохода – одного из двух возможных торговых путей из Европы в Азию, через Канадский архипелаг. Несмотря на то, что официально целью арктических экспедиций объявляли поиски новых земель и расширение географических знаний, на самом деле всех интересовала лишь перспектива выгодного коммерческого маршрута. Однако путешествие закончилась трагически: точная судьба людей до сих пор оставалась загадкой, пока в начале XXI века подводными археологами не были обнаружены и подняты со дна с корабли экспедиции с ценными артефактами, включая карты.
Экспедиция Джона Франклина, британского морского офицера с богатым арктическим опытом, имела целью завершение исследования Северо-Западного прохода между Тихим и Атлантическим океанами. Исследование планировали завершить на двух военных кораблях, «Эребусе» и «Терроре», которые видели в последний раз в море Баффина. Франклин умер спустя 2 года, командование принял капитан «Террора» Крозье. Затем корабли оказались зажаты льдами, и весной следующего года экипажам пришлось покинуть их, попытавшись спастись пешком. Никто не выжил, однако корабли нашли только в 2014 году благодаря подводным археологам, начавшим подъем артефактов. Причём особое внимание уделили «Эребусу», так как его состояние внушало больше опасения.
Подводные археологи, исследуя останки корабля, сделали несколько важных уникальных находок. Одной из самых интересных стала обнаруженная в кладовой стюарда кожаная книга со страницами внутри и закреплённым в обложку пером – возможно, дневник или журнал учёта запасов. Также там были найдены многочисленные предметы посуды, имевшейся в распоряжении стюарда. Позднее дайверы исследовали офицерские каюты, где нашли много предметов обмундирования и личных вещей в отличном состоянии. Кроме того, по мнению археологов, команда оставила корабль в полном порядке, закрыв двери и сундуки, а вещи оставались на своих местах. И это позволяет лучше представить обстоятельства гибели экспедиции Франклина.
Одной из самых захватывающих находок текущего сезона стал обнаруженный в каюте младшего лейтенанта Генри Дандаса предмет – одного из офицеров, которому Франклин поручил составление карт экспедиции. По сути, это зелёная коробка с профессиональным чертёжным инструментарием корабельного офицера. Это особенно ценная находка, учитывая цель экспедиции по изучению и картографированию Северо-Западного прохода. Кроме того, в той же каюте был найден лист бумаги, запаянный в водонепроницаемую обложку, который по предварительным предположениям археологов может содержать одну из составленных лейтенантом карт. И это позволит узнать больше о судьбе экспедиции после проведения дальнейших лабораторных исследований.
Печальный итог был закономерным
Полярные исследовательские экспедиции всегда представляли собой крайне рискованное предприятие из-за суровых погодных условий Арктики и Антарктики. Экспедиции Джона Франклина не стали исключением. После того как корабли «Эребус» и «Террор» оказались зажаты льдами и стало ясно, что продолжить плавание не удастся, команде пришлось аварийно покинуть суда и попытаться пройти сотни километров по ледяным просторам Арктики пешком. Истощённые голодом, болезнями и крайними температурными испытаниями, моряки один за другим падали и погибали в суровых арктических условиях.
Трагическая гибель всего состава экспедиции Франклина во многом была предопределена недостаточной подготовкой к столь опасному путешествию. В рацион людей часто заготавливали продукты, которые быстро портились на борту кораблей, лишая команду необходимых питательных веществ. Кроме того, системы, предназначенные для опреснения воды из льда и снега и обеспечения пресной водой в условиях паковых льдов, явно не справлялись со своей задачей, что также подрывало здоровье моряков.
В экспедиции Франклина большая часть рациона состояла из консервированных продуктов. Это было традиционное решение для того периода, поскольку так пища дольше сохранялась по сравнению со свежей. Однако консервы для этой экспедиции готовились в спешке, без соблюдения всех требований технологии. Вскрытие мест захоронений членов экспедиции показало высокое содержание свинца в костях погибших. Вероятно, именно поспешно изготовленная консервная тара и стала причиной массового отравления экспедиции, подорвавшего силы людей и способствовавшего гибели всех участников в суровых условиях Арктики.
Подход Джона Франклина к формированию команды для столь опасной полярной экспедиции вызывал удивление. Большинство людей, которых он набрал, не имели никакого опыта выживания и плавания во льдах Арктики. К тому же дисциплина на кораблях оставляла желать лучшего: часть моряков отправили обратно до начала плавания из-за пьянства и дурного поведения. Именно этим людям, фактически неподготовленным к экстремальным условиям экспедиции и со слабой дисциплиной, Франклин доверил успех столь важного исследовательского плавания. Подобная неосмотрительность в формировании команды также сыграла роковую роль в трагической гибели всего состава экспедиции.
В XIX веке при планировании и проведении дальних полярных экспедиций существенную проблему представляло отсутствие эффективной обратной связи с руководством. Если экспедицией руководил человек из знатного рода и пользующийся авторитетом, как в случае с Франклином, то в викторианском обществе считалось дурным тоном критиковать или оспаривать его решения. В результате ошибки и недостатки в подготовке экспедиции не могли своевременно выявляться и исправляться, повышая риски провала всей эпической миссии и угрозу для жизни ее участников.
Долгие десятилетия поисков экспедиции Франклина, закончившиеся лишь обнаружением ее останков в XXI веке, породили множество легенд и мифов. Незнание судьбы более ста человек на протяжении десятилетий питало самые фантастические теории. Более того, многие последующие поисковые экспедиции самим приходилось сталкиваться с трудностями, а некоторые из искателей даже находили гибель. Такое «проклятие» и целый ряд несчастий среди тех, кто пытался найти следы Франклина, лишь усиливало ореол мистики и загадочности вокруг судьбы первой экспедиции.
Благодаря применению передовых технологий у современных полярных археологов и исследователей появились исключительные возможности для разгадки древних тайн. Так, использование различной техники, в том числе радиоуправляемых дистанционно пилотируемых средств и автономных подводных аппаратов, позволило в 2014 году обнаружить экспедиционные корабли, затонувшие 170 лет назад. Применение 3D сканирования, лазерных сканеров и других высокотехнологичных устройств дало возможность провести тщательное картирование и виртуальное изучение обломков судов, а также обнаружить и поднять множество ценных артефактов, раскрывших новые подробности этой загадочной трагедии.
В условиях вечной мерзлоты и низких температур арктических вод сохранность материалов, оказавшихся на дне, остается значительно выше, чем в умеренных широтах. Погруженные в воду останки кораблей Франклина и предметы на них оказались законсервированными в вечной мерзлоте. Благодаря тому, что жидкость в районе их затопления находится близко к точке замерзания, практически не растворяются металлические детали и деревянные конструкции. Паковый лед также защищает их от внешних разрушающих воздействий. Все это позволило сохранить артефакты в удивительно хорошем состоянии даже спустя 170 лет после гибели кораблей, раскрыв новые подробности трагедии экспедиции.