Изучение материалов, извлеченных из затонувших судов у берегов Лангедока в 600 году до нашей эры, показало обширную торговлю металлами в древнем Средиземноморье. Ученые проанализировали с помощью масс-спектрометрии примеси свинца в 800 килограммах медных слитков с четырех кораблей и установили, что медь добывалась из различных источников: с альпийских рудников, Иберийского полуострова, возможно и Сардинии. Это свидетельствует о циркуляции торговли металлами по всему Средиземноморскому бассейну уже в железном веке и вовлечении в нее регионов от Альп до Пиренеев.
Исследование позволяет сделать важный вывод о роли Лангедока в древней торговле. Несмотря на то, что в железном веке этот регион не представлял собой крупного экономического или культурного центра, затонувшие у его берегов суда, перевозившие обширный груз медных слитков из различных уголков Средиземноморья, свидетельствуют о том, что местные сообщества активно участвовали в транзитной торговле между Европой и побережьем и играли значимую роль в культурном взаимодействии регионов. Это, в свою очередь, могло предопределить появление здесь греческих колоний, которые использовали уже существующие торговые пути.
Ученые пристально изучали технологию обработки металлов, найденных на затонувших судах, поскольку это позволяло не только выяснить источники добычи руды, но и проследить процесс изготовления изделий. Анализ примесей в металлических слитках, в частности содержания и соотношения свинца, показал, что медь переплавляли из руды различного происхождения и в разных регионах, на что указывают характерные изотопные «отпечатки». Таким образом, благодарно изучению малых концентраций примесей в металлах удалось реконструировать технологические цепочки и масштабы транзитной торговли того времени в Средиземноморье.
В прошлом многие исследователи склонны были недооценивать уровень развития древних цивилизаций и масштабы торговых связей между ними. Предполагалось, что жизнь и хозяйственная деятельность людей в глубокой древности носили в основном сугубо локальный характер и были мало что иным, как собирательством и охотой. Тем ценнее находки, позволяющие на основе тщательного научного анализа получить достоверное представление о технологических возможностях, масштабах торговли и культурных взаимодействий в прошлом, разрушая устаревшие стереотипы о примитивности древних обществ.
Из-за чего затонули лодки?
Ученых заинтересовал вопрос о причинах, по которым могли затонуть четыре лодки с таким ценным и важным для экономики того времени грузом. Возможно, это произошло в результате шторма или аварии: мореплавание 2600 лет назад было рискованным делом с использованием примитивных судов. Однако не исключен и человеческий фактор: например, нападение пиратов ради ценного металла или конфликт между торговыми группировками. Не исключен и кораблекрушение уже у берега из-за ошибки навигации либо умышленной посадки на мель с целью страхования груза или контрабанды. Только дальнейшие находки и исследования могут дать однозначный ответ на этот вопрос.
Исследователи не исключают, что одной из причин гибели лодок могло стать преднамеренное затопление их грузов. Известно, что в древности иногда практиковалась вынужденная посадка судна на мель или даже его затопление с ценными товарами около берега, чтобы сохранить груз от пиратов или конкурентов. Затем купцы могли вернуться за ним с большим или вооружённым судном. Возможно, лангедокские лодки также стали жертвами данной практики страхования ценностей: купцы намеренно затопили их с медными слитками неподалёку от берега, рассчитывая впоследствии поднять драгоценный груз, когда обстановка станет безопасней.
Исследователей привлекли и сами суда, на которых перевозился ценный груз. Несмотря на небольшие размеры лодок железного века, им удалось безаварийно доставить по морю значительное количество металла – 800 кг слитков и 1700 бронзовых изделий. Это свидетельствует о том, что кораблестроительная технология того периода позволяла создавать вполне мореходные и возможно даже оптимизированные под перевозку грузов суда. Изучение их конструкции может дать дополнительную информацию о судостроительных навыках, масштабах торговли и степени ее оптимизации в раннем железном веке. У нас всё ещё недостаточно информации о данном периоде.
Историческая справка
Железный век охватывал период с 1200 года до н.э. по начало н.э., характеризовавшийся распространением использования железа в изготовлении орудий труда и оружия. И это послужило технологической основой для значительных изменений в развитии цивилизаций. По сути, так называлась эпоха формирования влиятельных древних государств – Рима, Греции, персидских и индийских империй, а также расцвета локальных племенных обществ. Именно в это время выросли масштабы торговли, распространились новые технологии обработки металлов и керамики. Однако многие территории оставались сельскохозяйственными, а жизнь людей носила во многом традиционный характер.
Жители Средиземноморского региона в железном веке в основном вели сельскохозяйственный образ жизни. Они выращивали оливки, виноград, пшеницу, занимались скотоводством. Мужчины также рубили лес, добывали руду, занимались рыболовством, охотой и ремеслами – гончарным, кузнечным делом. Женщины помогали в хозяйстве, ткали одежду из шерсти и льна, варили пищу на огне. Люди объединялись в небольшие поселения, где жили в простых домах из дерева, глины и соломы. Ремесленники селились ближе к центрам городов, где начинала развиваться торговля и ремесла. Быт в основном носил натуральный характер, но в некоторых районах уже существовала специализация производства.
Морские археологические находки предоставляют уникальные возможности для изучения эпохи железного века. Затонувшие суда и их грузы позволяют реконструировать технологии того времени, включая кораблестроение, металлообработку, товарные цепочки. Предметы повседневного обихода и торговли дают представление о быте людей, их потребностях и взаимодействии. Анализ изотопного состава артефактов раскрывает масштабы торговли и передвижений товаров. Важнейшие находки, как у Рошелонга, помогают намного лучше понять экономику, культуру и взаимоотношения цивилизаций железного века в Средиземноморском регионе.